Творчество Алексея Ильича Тенеты — пример большой- идейной целеустремленности, художественной искренности и глубины чувства в восприятии явлений жизни и их пластическом выражении.
Алексей Ильич Тенета родился в 1899 году в деревне Шепиорно под Варшавой. Проведя детство в этих краях, где отец его служил лесничим, он переезжает затем с семьей в Москву. Уже будучи гимназистом, Алексей Тенета много времени уделяет сначала рисованию, потом лепке. В 1910
году он учится в Замоскворецкой художественной школе, которой руководил Б. Н. Терновец.
Свой творческий путь А. Тенета начал, когда еще гремела гражданская война и молодая власть Советов утверждала свои права на строительство новой жизни.
Самые ранние работы, выполненные в городе Петровске Саратовской губернии, где жил тогда начинающий скульптор, неразрывно связаны с революционными идеями эпохи.
Весной 1921 года А. Тенета вылепил четырехнатурный бюст коммунара. Эта скульптура была установлена перед зданием Петровской художественной школы ко дню Парижской Коммуны. При всей недостаточности профессиональных качеств бюст был цельным и монументальным по форме и воспринимался как обобщенный образ.
В это время А. Тенета работал над проектом памятника
двадцати шести коммунистам, погибшим при налете белогвардейской конницы. Проект получил первую премию по конкурсу, организованному в Петровске, и был осуществлен.
Вскоре молодой скульптор вылепил свой первый памятник — фигуру рабочего-большевика с революционным знаменем.
Произведения этого периода и две дипломные работы, выполненные А. Тенетой при окончании Вхутемаса в 1925 году, свидетельствуют о понимании им особенностей монументальной скульптуры, о стремлении работать в этой области.
Для дипломных работ скульптор также избрал общественно значимые темы. Одна из них — проект монумента «Ленин в Октябре», вторая — памятник волжским бурлакам
Произведения А. Тенеты конца 20-х — начала 30-х годов представляют достаточно четко очерченные этапы в его творческом развитии как скульптора-монументалиста. Это — монументальная статуя «Строитель» для шлюза № 5 канала
«Москва—Волга»; декоративный фонтан «Юноша с осетром»; скульптуры «Физкультурник» для стадиона в Черкизово и «Металлург», выполненный для Макеевки в Донбассе; композиция «Семья», венчающая новый корпус жилогокомплекса на улице Горького в Москве. И, наконец, проект памятника стахановскому движению,над которым скульптор работал, готовясь к выставке «Индустрия социализма».
Центральная фигура шахтера из этой скульптурной композиции экспонировалась в 1939 году наМеждународной выставке в Нью-Йорке.
В замысле этих монументальных произведений, так же как и в проекте памятника Комсомолу (1936), целеустремленность в отображении содержания органически сочетается с задачами соотношения монументальной пластической формы с пространством, создания сложного скульптурного ан-
самбля.
К концу довоенного периода скульптор подходит зрелым мастером, автором многих интересных монументальных композиций. Из числа работ конца 30-х—начала 40-х годов надо упомянуть проект памятника Н. В. Гоголю, выполненный по конкурсу и отмеченный как один из наиболее удачных (1937), композиции рельефов «Советская семья» и «Физкультура»
для административного здания Гознака на проспекте Мира (1936) и монументальный бюст казахского национального героя Амангельды Иманова, законченный в 1941 году.
В годы Великой Отечественной войны А. Тенета с еще большей страстностью направил свое творчество на создание произведений, насыщенных социальным пафосом, патриотизмом, героикой гражданственности. Скульптор создает проект монумента «Города-герои». Фрагменты этой композиции — «Москва военная» и «Герой-севастополец» были показаны на Всесоюзной художественной выставке в 1943— 1944 годах. В этот же период по закачу Авиапрома создан рельеф,
изображающий подвиг снайперов Натальи Ковшовой и Марии Поливановой, попавших в окружение. С предельной выразительностью пластического языка раскрывает скульптор патриотическую тему в этом произведении.
С 1943 по 1947 год А. Тенета работает над памятником партизанам Великой Отечественной войны, сражавшимся с фашистскими захватчиками на Селигере. Памятник этот сооружен в городе Осташкове Калининской области. Композиция памятника с фигурами молодого командира в центре и партизан — женщины и рыбака, олицетворяет в жизненно-конкретных, правдивых образах мужество и героизм русского народа.
Теме большой социальной значимости посвящен памятник «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке», сооруженный во Владивостоке в 1961 году (архитекторы А. Усачев и Т. Шульгина). Центральная фигура памятника — красноармеец с боевым знаменем и горном воплощает образ провозвестника победы, овеянный романтикой революционных лет. С этой скульптурой органически связаны фланкирующие ее монументальные скульптурные группы — «1917 год» и
«1922 год», в которых автор воплотил образы дальневосточных партизан. Этот памятник А. Тенеты можно поставить в ряду лучших монументов, созданных российскими скульпторами в послевоенные годы.
Скульптор-монументалист, создавший произведения глубоко идейного звучания, А. Тенета проявил себя и как талантливый декоратор. Его работы по оформлению театра в Калинине — скульптурная группа, венчающая фронтон, и рельефные композиции, работы, выполненные для Выставки достижений народного хозяйства, — статуи фонтана «Дружба народов» и другие, обладают всеми необходимыми качествами декоративной скульптуры: красивым силуэтом, ритмичностью композиционного построения.
Работы скульптора в области яоргрета характеризуют его как художника, глубоко чувствующего натуру, создающего цельные, выразительные портретные образы. Таковы портреты сына Остапа, геолога Ани, Натальи Ковшовой. Все они отмечены глубоко типическими чертами.
Пластическая манера в творчестве А. Тенеты всегда непосредственно связана с содержанием. Эмоциональность, ро
мантическая приподнятость, драматичность образного содержания находят выражение в напряженности, динамичности или эпической строгости композиции, в энергичности пластического мазка, в светотеневых контрастах. Произведения скульптора всегда отмечены завершенностью, многообразием аспектов композиционного построения, пластической цельно-
стью формы.
Алексей Ильич Тенета — романтик. Все творчество его отражает веяния первых революционных лет, красоту революционной эпохи. Полный творческих замыслов, скульптор работает сейчас над проектом монумента в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов для Поклонной горы, над композицией «Степан Разин».
Через все творчество скульптора прошла тема «Ленин в Октябре». К Юбилейной выставке 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции А. И. Тенета работает над воплощением этого замысла в проекте монументального скульптурного ансамбля.
Е. ШМИГЕЛЬСКАЯ



 
БИОГРАФИЯ
   
Hosted by uCoz